- Главная
- Малое и среднее предпринимательство
- Актуальная информация
Актуальная информация
За 9 месяцев крупнейшие заказчики закупили у МСП-поставщиков товаров и услуг на 3,84 трлн. рублей
Объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков в рамках 223-ФЗ по итогам трех кварталов 2023 года достиг рекордных значений по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет с момента появления квоты и составил 3,84 трлн рублей. Одновременно доля закупок у малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок крупнейших заказчиков превысила 50%. Всего за девять месяцев свыше 10 тыс. крупнейших заказчиков заключили договоры с 154,1 тыс. МСП-поставщиками.
«Мы видим, что результат реализации комплекса мер господдержки, в том числе введение увеличенной квоты закупок у субъектов МСП и ее распространение на всех заказчиков по 223-ФЗ дает результат. Объем закупок у малого и среднего бизнеса за три квартала этого года достиг рекордной суммы 3,84 трлн рублей, что больше аналогичного периода 2022 года на 25% или на 776,9 млрд рублей», — отметила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
По итогам трех кварталов 2023 года крупнейшими заказчиками — лидерами по объему закупок у малого и среднего бизнеса в рамках 223-ФЗ стали РЖД, «Аэрофлот», «Россети», «РЖДстрой» и «Россети Ленэнерго».
«Ответственное отношение со стороны крупнейших заказчиков вкупе с контролем Корпорации МСП и региональных уполномоченных органов за соблюдением квот по закупкам у малых и средних предприятий позволило за три квартала 154,1 тыс. предпринимателям стать поставщиками по 223-ФЗ. Самые большие объемы закупок у МСП-поставщиков среди регионов продемонстрировали Московская область (180,27 млрд рублей), Свердловская область (140,95 млрд), Республика Татарстан (77,51 млрд). Возглавили этот список Москва (1,004 трлн) и Санкт-Петербург (372,71 млрд рублей)», — сообщил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
Наибольшего прироста объема заключенных договоров за три квартала по сравнению с аналогичным периодом 2022 года добились малый и средний бизнес из Москвы (74,75 млрд рублей), Санкт-Петербурга (46,19 млрд), Московской (28,1 млрд) и Свердловской областей (25,25 млрд), Хабаровского края (12,29 млрд рублей). В топ-10 по этому показателю также вошли Пермский край (10,12 млрд рублей), Томская (9,98 млрд), Тульская (8 млрд) и Новосибирская области (6,43 млрд), а также Краснодарский край (5,87 млрд рублей).
«По сравнению с тремя кварталами 2022 года за девять месяцев этого года изменилась структура закупок. К примеру, произошел значительный прирост объемов договоров на закупку транспортных средств и оборудования (в 3 раза); рыбы и иной продукции рыболовства и рыбоводства, а также услуг в этих сферах (в 2,8 раза); производство фильмов и телепрограмм, звукозапись и издание музыкальных записей (в 2,3 раза), услуги в области обязательного соцобеспечения (в 2,3 раза) и услуги по аренде и лизингу в 2,2 раза», — добавил Александр Исаевич.
Напомним, в настоящее время компании с госучастием обязаны совершать в течение года у малого и среднего бизнеса не менее 25% закупок от общего объема, включая 20% закупок, участие в которых принимают только МСП. Исполнение квоты контролирует Корпорация МСП и региональные органы исполнительной власти. Объем закупок крупнейших госкомпаний, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, у малого и среднего бизнеса — один из показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.
О РАБОТЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОВЕТА
Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России уведомляет о продолжающейся работе Консультационного совета по цифровой трансформации (далее – Совет). Совет активно функционирует с марта 2020 г. и направлен на оказание помощи различного характера бизнесу и органам власти в части его развития (в первую очередь, по направлению электронной торговли).
Совет готов оказать следующую методическую помощь (на безвозмездной основе):
для органов исполнительной власти:
- разработка стратегий цифровизации;
- управление реализацией стратегий цифровизации;
- улучшение цифровой инфраструктуры в регионе и (или) муниципалитете;
для бизнеса:
- подбор государственных мер поддержки;
- автоматизация и цифровизация бизнес-процессов;
- разработка модели продаж;
- расширение существующих каналов продаж;
- упаковка бизнеса во франшизу;
- развитие дистанционных способ и каналов продаж;
- развитие системы логистики;
- развитие системы поиска и подбора персонала;
- обучение, повышение квалификации персонала;
- создание стратегий выхода на зарубежные рынки.
Механизм предоставления Советом помощи:
1 шаг. Направление заявки одним из способов:
- Чат бот: https://t.me/SovetMinpromtorga_bot
- Сайт: http://советминпромторга.рф/
- Email: Sovet@s-d-l.ru
2 шаг. Заполнение опросника по форме (при возникновении дополнительных вопросов).
3 шаг. Получение консультации с рекомендациями.
Дополнительная информация о Совете размещена на сайте Минпромторга России по ссылке: https://minpromtorg.gov.ru/eltorg/conssovet.
Также по вопросам о работе Совета возможно обращаться к его координатору: Тимошин Илья Сергеевич, тел.: +7(926)985-57-77, эл. почта: Timoshin@s-d-l.ru.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В целях реализации распоряжения Администрации Смоленской области от 21 июня 2019 года № 964-р/адм «Об утверждении плана мероприятий по росту доходного потенциала бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Смоленской области на период до 2024 года» принят областной закон от 29.09.2022 № 122-з «О внесении изменений в областной закон «О введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальными предпринимателями на территории Смоленской области» (далее – областной закон № 122-з).
Областной закон № 122-з направлен на увеличение с 1 января 2023 года размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, установленных областным законом от 19 ноября 2012 года № 90-з «О введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальными предпринимателями на территории Смоленской области» на 17,5 процента с учетом индекса потребительских цен в 2022 году в размере 117,5 процентов в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Смоленской области на среднесрочный период.
Напоминаем, согласно п. 1.2 ст. 346.51 Главы 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, вправе уменьшать суммы патента на сумму уплаченных страховых платежей (взносов) и пособий, что является дополнительной мерой по снижению налоговой нагрузки:
- индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, вправе уменьшить сумму патента на полный объем уплаченных страховых платежей (взносов) и пособий;
- индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников, вправе уменьшить сумму патента на 50% уплаченных страховых платежей (взносов) и пособий.
Помимо этого, во исполнение протокола заседания Межведомственной комиссии при Администрации Смоленской области по налоговой политике от 12 сентября 2022 года принят областной закона от 24.11.2022 № 141-з «О внесении изменений в статью 2 областного закона «О налоговых ставках для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов» (далее – областной закон № 141-з).
С 1 января 2023 года областным законом № 141-з уточняется категория налогоплательщиков, применяющих пониженную налоговую ставку в размере 5 процентов, исключив из нее налогоплательщиков, осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности, включенные в:
- раздел D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст (далее – ОКВЭД);
- раздел E «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» ОКВЭД;
- подгруппу 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» группы 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» подкласса 68.3 «Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» класса 68 «Операции с недвижимым имуществом» раздела L «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» ОКВЭД;
- раздел O «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» ОКВЭД;
- класс 86 «Деятельность в области здравоохранения» раздела Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» ОКВЭД;
- раздел U «Деятельность экстерриториальных организаций и органов» ОКВЭД.
Также областным законом № 141-з уточняются категории налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для которых установлены дифференцированные налоговые ставки в размере 5 процентов и 7 процентов, в части обеспечения указанными налогоплательщиками выплаты среднемесячной заработной платы работникам в течение налогового периода в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ перейти с любого режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения можно только с нового календарного года. Для этого следует подать заявление в налоговую инспекцию до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.45 НК РФ для перехода на патентную систему налогообложения индивидуальный предприниматель подает заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения.
№ 122-з (патентная система налогообложения)
№ 141-з (упрощенная система налогообложения)
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОРУДОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАНЫ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых торговых объектов
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых объектов спорта
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых объектов Минэкономразвития России
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых объектов Минпросвещения России
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых объектов Минспорта России
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых объектов Минобрнауки России
Рекомендации по оборудованию ИТСО социально значимых объектов Минкультуры России
Рекомендации по оборудованию ИТСО гостиниц и иных средств размещения
Маркировка парфюмерной продукции
штрафные санкции в размере, установленном КоАП РФ; конфискацию товара, на котором нет маркировки или она неправильная; уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы в особо тяжелых случаях
ПАМЯТКА ПО ОТЧЕТНОСТИ
Федеральная налоговая служба
- Справка о среднесписочной численности работников
Срок сдачи:
Как рассчитать среднесписочную численность: правило подсчёта следующее: (численность за январь + численность за февраль + … + численность за декабрь) разделить на 12, полученный итог округлить до целых единиц.
Как и куда сдавать сведения:
Наказание за непредставление сведений о среднесписочной численности работников:
- Расчет по страховым взносам
Срок сдачи:
Кто освобождён от сдачи отчетности:
Как и куда сдавать расчет:
Наказание за непредставление расчета по страховым взносам:
- Расчет по 6-НДФЛ
Срок сдачи:
Кто освобождён от сдачи отчетности:
Как и куда сдавать расчет:
Наказание за непредставление расчета 6-НДФЛ:
- Справки по форме 2-НДФЛ
Срок сдачи:
Кто освобождён от сдачи отчетности:
Как и куда сдавать расчет:
Наказание за непредставление справок 2-НДФЛ:
Пенсионный фонд Российской Федерации
- СЗВ-М
Срок сдачи:
- для ИП до 15 числа следующего за отчётным месяцем;
- для юридических лиц до 15 числа следующего за отчётным.
Наказание за непредставление
- СЗВ-СТАЖ
Срок сдачи:
Кто освобождён от сдачи отчетности:
Как и куда сдавать расчет:
Наказание за непредставление
Фонд социального страхования Российской Федерации
- 4-ФСС
Срок сдачи:
Кто освобождён от сдачи отчетности:
Как и куда сдавать расчет:
Наказание за непредставление 4-ФСС:
минимум – 1000 рублей (обычно за нулевой отчёт); по общему правилу – 5% от начисленной суммы взносов к уплате за квартал/6 месяцев/9 месяцев/год, но не свыше 30% от неё.
Преимущества регистрации в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
- инвестиционные
(например, покупка нового оборудования или помещения, реконструкция производства) - в размере от 500 тысяч до 1 миллиарда рублей сроком до 10 лет и до 2 миллиардов рублей, если Заемщик осуществляет деятельность в таких приоритетных отраслях как туристская деятельность и деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (за исключением ресторанов); - на пополнение оборотных средств
в размере от 500 тысяч до 500 миллионов рублей сроком до 3-х лет.
Льготная конечная ставка
Сельское хозяйство и услуги в этой области. Обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая переработка сельскохозяйственной продукции. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Строительство. Туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма. Деятельность в области информации и связи. Транспортировка и хранение. Деятельность в области здравоохранения. Деятельность в области образования. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора, обработки и утилизации отходов, в том числе отсортированных материалов, а также переработка металлических и неметаллических отходов, мусора и прочих предметов во вторичном сырье, деятельность по ликвидации загрязнений. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (за исключением ресторанов). - Деятельность в области культуры, спорта.
- Деятельность профессиональная, научная и техническая.
- Деятельность в сфере бытовых услуг.
- Деятельность в сфере розничной торговли на территории моногородов.
- Деятельность в сфере розничной и (или) оптовой торговли при условии, что кредитный договор заключается на инвестиционные цели.
Законами Смоленской области от 30.11.2011 № 114-з «О налоговых льготах», от 14.11.2019 № 113-з «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы» установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций, транспортного налога, а также льготная процентная ставка по упрощенной системе налогообложения (доходы) в размере 4,5% для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере информационных технологий.
Одним из условий предоставления указанных льгот является наличие налогоплательщика в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений об указанном налогоплательщике по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, за который налогоплательщик заявил налоговую льготу.
- финансовое планирование;
- оптимизация налогообложения;
- маркетинговое сопровождение деятельности и бизнес-планирование;
- правовое обеспечение деятельности;
- информационное сопровождение деятельности;
- консультационные услуги по подбору персонала, по вопросам применения трудового законодательства;
- содействие в регистрации в Роспатенте объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, промышленный образец, полезная модель/изобретение, фирменное наименование);
- работа по упаковке франшиз;
- содействие по изготовлению сертификата ключа проверки электронной подписи для системы Электронные торги;
- консультирование по вопросам сертификации товаров, работ, услуг.
Также субъектам МСП предоставляются следующие услуги:
- организация специальных программ обучения;
- проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов;
- организации участия в форумах, выставках, бизнес-миссиях в целях продвижения своей продукции и обмена опытом.
- консультирование по возможностям и требованиям российских и зарубежных рынков;
- поиск потенциальных деловых партнеров за рубежом;
- организация участия предприятий Смоленской области в международных и межрегиональных бизнес-миссиях, выставках, конгрессных мероприятиях;
- проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов;
- создание и (или) модернизация сайта экспортно ориентированного субъекта МСП и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- содействие в проведении маркетинговых исследований, приведении товаров (работ, услуг) в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг);
- содействие в размещении субъектов МСП на международных торговых площадках;
- содействие субъектам МСП в получении финансовых услуг АО «РЭЦ».
- до 36 месяцев для заемщиков, основным видов экономической деятельности которых являются сельское хозяйство, обрабатывающее производство, туризм%
-до 24 месяцев для заемщиков, осуществляющих иные виды деятельности.
Объекты имущества, включенные в Перечень, предоставляются в аренду следующими способами:
- по результатам торгов на право заключения договоров аренды.
Объекты предоставляются в аренду на срок не менее чем 5 лет (срок действия договора аренды может быть уменьшен на основании заявления).
При предоставлении в аренду объекта имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается льготная арендная плата при условии проведения арендатором капитального ремонта объекта на период капитального ремонта объекта, но не более 1 года.
По Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон 44-ФЗ)
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- таких контрактов должно быть не меньше трех, которые должны быть исполнены без штрафов и неустоек;
- сумма представленных контрактов – не меньше начальной (максимальной) цены контракта текущей закупки;
В тоже время обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
По Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее – Федеральный закон 223-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ, закупать товары (работы, услуги) у субъектов МСП заказчики могут только четырьмя видами конкурентных процедур:
- аукцион;
- конкурс;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Закупки у субъектов МСП заказчики проводят только на восьми электронных торговых площадках (на тех же, где проходят все закупки по Федеральному закону 44-ФЗ):
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора;
- сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора или равна сумме аванса.
С 2020 года вступят в силу ряд изменений:
С 2020 года срок оплаты заказчиком за поставленные товары (работы, услуги) по договорам с субъектами МСП сократится до 15 рабочих днейпосле подписания акта приемки товаров (работ, услуг), а не 30 календарных, как сейчас (Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205). Срок сократят для всех ситуаций:
[я]
[второй]