- Главная
- Поселения района
- Краснинское городское поселение
- Прокуратура Краснинского района Смоленской области
- Информация Прокуратуры Краснинского района Смоленской области
Информация Прокуратуры Краснинского района Смоленской области
Разъяснение законодательства о мерах по предупреждению коррупции в организациях
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в т.ч. положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в т.ч. руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Государственная гражданская служба, трудоустройство бывших госслужащих.
Прокуратура Краснинского района Смоленской области разъясняет, что законодательство РФ, регулирующее трудовые правоотношения в части, касающейся государственных гражданских служащих, зачастую тесно связано с определенными запретами и ограничениями в рамках государственной политики по противодействию коррупции. Тем не менее действие некоторых норм антикоррупционного законодательства распространяется также и на тех субъектов трудовых правоотношений, которые имеют лишь опосредованное отношение к государственной службе.
Одна из таких норм содержится в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), а также в ст. 64.1 Трудового кодекса (ТК) РФ.
Положения указанных статей обязуют работодателя при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) сроком действия один месяц и стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в двухлетний период после его увольнения с государственной гражданской службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного гражданского служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
При несоблюдении указанной обязанности работодателем в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции наступает административная ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Прокуратура Краснинского района Смоленской области разъясняет ответственность по статье 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
В КоАП РФ закреплен ряд статей, устанавливающих ответственность за административные правонарушения в коррупционной сфере и направленных на борьбу с коррупционными проявлениями.
Так, статьей 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Состав данного правонарушения образуют незаконные передача, предложение или обещание денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, которое дается от имени или в интересах юридического лица, и поступает должностному лицу, человеку, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации. В свою очередь эти действия обусловлены совершением со стороны должностного лица какого-либо действия (или бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением, в интересах юридического лица.
Административное наказание за названные деяния предусмотрено в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Также статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием 5, направленным, в первую очередь, на профилактику и выявление коррупционных правонарушений и преступлений.
В рамках нововведений юридическое лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, если оно способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Какие меры должны быть приняты в организации по предупреждению коррупции?
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» на все российские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции.
Меры по предупреждению коррупции могут в себя включать:
1) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
2) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
5) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Требования закона в данной части распространяются на все организации независимо от организационно-правовой формы.
В рамках данных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы.
Меры по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Заказчики, осуществляющие закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны применять меры по противодействию коррупции, такие как определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Кроме того, с целью противодействия коррупции законом установлены запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц; требование к участникам об отсутствии конфликта интересов; запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера.
Также предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
Более того, заказчики могут воспользоваться дополнительными мерами, например, использовать антикоррупционную оговорку в контрактах.
Отличие подарка от взятки
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение:
- входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вне зависимости от намерения лица выполнить обещанное;
- способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
- общее покровительство или попустительство по службе;
- совершение незаконных действий (бездействие).
За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности.
Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.
Круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в соответствии со ст. 201 и 285 УК РФ
Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ были внесены изменения в ст. 201(«Злоупотребление полномочиями») и ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») УК РФ. Также внесены поправки в примечания к указанным статьям.
В частности, к должностным лицам в примечании к статье 285 УК РФ теперь относятся лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных внебюджетных фондах, публично-правовых компаниях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).
Из понятия «должностное лицо» исключили лиц, осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в АО, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.
Изменились условия выплаты пособия по безработице детям-сиротам.
Внесены изменения в статью 34.1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно нововведениям, впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа пособие по безработице выплачивается в особом порядке:
- в течение 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ на дату регистрации их в качестве безработных;
- по истечении 6 месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые ранее были временно трудоустроены в свободное от учебы время, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими) независимо от того, были ли они трудоустроены по направлению органов службы занятости или без такового.
Однако таковыми не будут признаны лица, которые ранее принимали участие в общественных работах.
Режим работы несовершеннолетних
В силу положений ст.ст. 92, 94 Трудового кодекса РФ в случае, если работник параллельно с работой получает общее образование или среднее профессиональное образование, то продолжительность работы сокращается вдвое.
- если работник младше 16 лет - продолжительность рабочей недели не должна быть больше 12 часов. При этом рабочий день работника в возрасте от 14 до 16 лет не должен превышать 2 часов 30 минут;
- если работнику от 16 до 18 лет - рабочая неделя не должна быть больше 17 часов 30 минут, а рабочий день - не больше 4 часов.
Работодатель вправе потребовать предъявления справки из образовательного учреждения, подтверждающей получение образования работником.
Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетних работников нельзя привлекать к работе в ночные часы (с 22 до 6 часов), а также привлекать к работе сверхурочно, в выходные или нерабочие праздничные дни.
Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Что такое мелкое взяточничество и каковы последствия данного преступления?
Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством - размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 тысяч рублей.
Часть 1 статьи 291.2 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
За мелкое взяточничество совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого взяточничества.
Если лицо, совершившее мелкое взяточничество, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило о нем в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, то лицо освобождается от уголовной ответственности.
Ответственность за незаконную регистрацию юридических лиц
Для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства статьей 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за образование, создание, реорганизацию юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.
Совершение указанного преступления может повлечь одно из следующих наказаний:
- штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;
- принудительные работы на срок до трех лет;
- лишение свободы на тот же срок.
Меры ответственности усилятся, если данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору и (или) лицом с использованием своего служебного положения.
Кроме этого, статьей 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, когда эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
Лицам, осужденным за совершение данного преступления, может быть назначено наказание в виде:
- штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;
- обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;
- исправительных работ на срок до двух лет.
Уголовная ответственность за совершение данного вида преступлений способствует пресечению незаконной предпринимательской деятельности.
Урегулированы вопросы, связанные с сохранением социальной доплаты к пенсиям детей-инвалидов и несовершеннолетних граждан, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца, в период их временного трудоустройства
Приказом Минтруда России от 26.04.2022 № 258н внесены изменения в Правила осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 июля 2021 г. № 512н.
Изменения приводят Правила социальной доплаты к пенсии, утвержденные приказом Минтруда России от 27 июля 2021 № 512н в соответствие с положениями Федерального закона от 16.04.2022 № 113-ФЗ
«О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», согласно которым социальная доплата к пенсии будет сохранена на период занятости в свободное от учебы время по направлению государственной службы занятости:
детям-инвалидам, инвалидам с детства, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет,
детям, не достигшим возраста 18 лет, и детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.